Несмотря на громкое провозглашение в Германии таких идеалов, как «равенство возможностей» и «социальная мобильность», современное немецкое общество остается весьма консервативным и даже закостенелым. Высоким перегородкам между социальными группами в Германии способствует сама система школьного образования. Представьте, уже в школе решается, какие карьерные возможности у ребенка будут в жизни. В Германии есть три типа школ. По окончании гимназии можно поступать в университет. После Realschule (средняя школа, включает 5-10 классы) немцы идут учиться в техникумы. А Hauptschule (неполная средняя школа) производит «работников третьего класса». Конечно, даже после Hauptschule можно поступить в университет, но для этого придется пройти довольно долгий путь.
Такая система школьного образования отлично работает в условиях индустриального общества, когда государству нужны не только ученые, но и простые работники на производстве, люди-опора общества, как говорится, соль земли. Нужно подчеркнуть, что зарплата на этих профессиях может обеспечивать неплохой уровень жизни и возможности роста, но только до строго ограниченного порога, и края у этого порога намного острее в Германии, чем в России. К тому же мне совсем не нравится тот факт, в 10-11 лет будущее ребенка оказывается определено на годы вперед. Тем более, если учесть, что дети из рабочих семей куда реже поступают в университеты. Социальный лифт не работает.
Я родилась и получила школьное образование в России, в обществе-уравниловке, в котором большинство стремится воспринимать себя по результатам опроса центра «Левада» как «средних», «ничем не отличающихся от других», людей «как все». Конечно, в школе были ребята, которые ушли после девятого класса в техникум или училище, но у нас таких было мало. Однако, даже несмотря на это, те, кто остался, смотрели на своих бывших одноклассников свысока. Интересно, что у немцев знакомство со стратификацией начинается намного раньше.
Зачем я сейчас об этом рассказываю? По мнению психотерапевта, я, выросшая в почти рабочей семье, должна себя чувствовать не на своем месте среди немцев, выросших у родителей с высшим образованием. Естественно, он не говорит об этом прямо, но я привыкла пристально следить за словами, в конце концов, это моя работа. Он не понимает, что я не выросла с воображаемой дубинкой в голове и отнюдь не считаю себя хуже окружающих меня немцев.
UPD
Проиллюстрирую проблему цифрами.
www.zeit.de/2017/22/soziale-herkunft-eltern-bil...
Статья в немецкой газете "Zeit" о перспективах детей у родителей с высшим и без высшего образования. Даже если не понимаете немецкий, просто прокрутите страницу вниз, там есть интересный график. Например, из сотни детей в семьях без высшего образования лишь 15 получают степень бакалавра, в то время среди семей с высшим таких - 63. Магистратура - 8 против 45. Аспирантура - 1 против 10.